В прошедшее воскресенье, 18.12.2022 был в Новой опере на "Тристане и Изольде" Вагнера. Впечатления, надо сказать, разношерстные. "Новая опера" расположена в здании "Зеркального" театра в саду Эрмитаж. Здание театра устроено довольно удобно и симпатично. Видимо, изначально было оформлено в стиле модерн или под его влиянием. По крайней мере, кованные ограждения лестниц и обрамление сцены указывают именно на это. Несколько толстых, "романских" колонн могли быть частью оформления в стиле эклектики, но вполне сочетаются и с модерном. Устройство зрительного зала (кроме сценической рамы) мне напоминает скорее конец 1970-х. Некоторые элементы, например форма светильников, размещенных по верху колонн, наводит на мысли об изменении интерьеров и сделанном недавно подобии "евроремонта". Но в целом все органично и мило. Внутри нет сплошного перекрытия на этажи: большой высокий холл, по стенам которого размещены каменные галереи, ведущие в партер. В центре холла - широкая лестница ведет на как бы подвешанные площадки на уровнях верха партера и двух балконов. На площадках размещены стеллажи с выставкой по истории музея. Зрительный зал спланирован достаточно удобно. Большая и глубокая сцена задействовалась по полной. Пожалуй, несколько раз этим даже злоупотребляли. Поверхность сцены заметно наклонена к зрительному залу, так что происходящее в глубине сцены хорошо видно. Сам партер также достаточно сильно наклонен, так что на седьмом ряду (правда перед шестым идет поперечный проход) все было видно без каких-либо помех. Кресла также достаточно широки, а ряды расположены на комфортном расстоянии друг от друга. В антракте я поднялся на верхний балкон, там наклон еще больше, так что даже с последнего ряда сцена будет видна без чьих-либо голов. Что является разительным контрастом с Исторической сценой Большого театра. Буфет один, но с длинным прилавком с двумя буфетчицами. Расположен в полуподвале, на основном полу холла. По бокам холла расположен гардероб и туалеты (довольно просторные и вместительные). Между ними стоит рояль и столики буфета. Сам буфет и часть столиков находятся за стеклянной стеной. Когда я туда зашел, примерно за полчаса до начала спектакля, там шла лекция о предстоящей опере. Но места для слушателей, надо сказать, маловато. Гораздо разумнее было бы проводить ее в основном холле. Кроме того, сам факт лекции был неожиданностью. Наверняка не все пришедшие заглядывали в буфет. Все это больше походило на собрание какого-то подпольного кружка, хотя наличие большого монитора указывало на централизованный характер мероприятия. Цены в буфете полностью оценить не могу в связи с отсутствием ценников. Но эспрессо обошлось 150 р., за двойное просили 250. Кофе хороший. В первом антракте очередь выходила из буфета в холл и почти заполоняла свободное место. На лестничной площадке одного из балконов во втором антракте видел еще один прилавок с кофейным аппаратом. Правда, буфетчицы за прилавком не было, хотя платежный терминал и был включен. Так что не знаю, работал ли этот дополнительный буфет. С программками отличие от Большого также разительное, но уже в пользу Большого. "Программа" обошлась 150 руб. (в Большом - всего 50 руб.). При этом, на самом деле это пакет из 3-х разных бумажек. Одна, черненькая, глянцевая и красивая - реклама самого театра с перечнем репертуара. Вторая - вкладыш из грубой розовой бумаги в пол А4 - реклама сада Эрмитаж. И лишь третья бумажка - сложенный вдвое лист А4, грубой голубой бумаги. Основное достоинство программки - синопсис оперы. В отличие от Большого, здесь не было книжек с полным либретто, историей постановок и т.п. "Тристан и Изольда" - одно из трех произведений Вагнера на темы артуровского цикла. И пока что (из того, что я видел) самая занудная из его опер. Может, поэтому Новая опера дает ее только два раза в году (в декабре и в мае). Представление длится 4 ч. 40 мин. с двумя антрактами. Так что 2,5 тыс. за место в партере для такой длиной постановки - цена вполне божеская. Само представление, соответственно, заняло чуть больше 3,5 ч. Из этого времени действие в совокупности вряд ли занимает более получаса. Остальное - страдания персонажей. В первом акте - страдания Изольды и чуть-чуть Тристана в трюме корабля, везущего их из Ирландии на Великобританию. Во втором акте - страдания сперва одной Изольды, потом совместно с Тристаном в замке в Великобритании. В третьем акте - страдания умирающего Тристана в своем владении в Бретани и под конец - страдания Изольды над телом уже умершего Тристана там же. Чуть-чуть эти страдания оживляются испитием чаши с любовным зельем в конце первого акта, сражением и ранением Тристана в конце второго акта, сражением и массовой смертью в конце третьего акта. Весь экшн в каждом случае в среднем занимает минут по 10, как мне кажется. Полного вагнеровского либретто я прочитать не успел, поэтому не могу оценить, специфика ли это самой оперы или же постановки. Например, текущая постановка "Лоэнгрина" в Большом гораздо более статична, чем вагнеровское либретто. Но, судя по нескольким прочитанным мной синопсисам, это все-таки сам Вагнер. Теперь о самой постановке. Кроме пары костюмов (Изольды и ее служанки) на всех остальных надели, видимо, то, что нашлось в гардеробе, включая вязанные шапочки и "фанатские" длинные шарфы. Часть рыцарей одели в моряцкие робы, на других - какую-то кожу из магазина. Декорации, впрочем, были относительно добротные и разнообразные по нынешним временам. Хотя березки на берегу моря в Бретани вызывали скорее смех. Сам Тристан также вызывал недоумение - толстенький коротышка, почти на голову ниже Изольды. Пел он в основном также средненевзрачно, хотя местами его все же прорывало. Недурно и вполне полногласно пела Изольда (Ольга Терентьева из Башкирии). Ко второму акту она распелась и была вообще хороша. А завершающая ария, перед уходом в рассвет так просто была почти замечательна. Служанка Изольды (Анаст. Бибичева) также пела неплохо, хотя, как принято, и уступала своей госпоже :) Остальные исполнители ничем на себя внимания не обратили, пели тускло. Изольда пела настолько хорошо (по сравнению со всем, что я слышал в живую этой осенью), что могла и не играть. Но остальные тоже не переутруждали себя драматической игрой. За исключением служанки, роль которой вынуждала ту все-таки что-то делать и как-то самовыражаться. Но, если вы пришли послушать музыку, то драматическая часть и не столь уж важна. Правда, после оперы мы обменялись впечатлениями с моей тётей: у обоих из нас было впечатление, что вагнеровская музыка звучала как-то сама по себе, а вокал - сам по себе (на "Лоэнгрине" в Большом у нас такого впечатления не было). Опять же, я пока не успел послушать другие варианты постановки и не могу сказать, специфика ли это данного произведения Вагнера или же особенность именно этой постановки. Надо сказать, что постановка, как и "Лоэнгрин" в Большом, была осуществлена приглашенным из-за рубежа режиссером (Никола Рааб; сценография и кослюмы - Джордж Суглидес). Все-таки отечественные театральные традиции были склонны к большему реализму костюмов и декораций. Хотя за постсоветское время наши "творцы" и здесь пошли по пути обезъянничанья. Дурной пример, как говориться, заразителен... В свете текущих событий, хотелось бы получить и в театральных жанрах побольше добротного импортозамещения и здорового консерватизма. Ну, как-то так...