19.11.2022 был на Камерной сцене им. Б. А. Покровского Большого театра (до 2018 г. Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского). Слушал "Фальстафа" Антонио Сальери (по пьесе Шекспира "Виндзорские насмешницы"). Очень милый, действительно камерный театр, расположенный на Никольской улице, справа от Историко-архивного института РГГУ. Небольшой зал в 3 прохода и 12 мест шириной. Основная сцена сконструирована в форме короба-резонатора и вынесена к зрителю более, чем на половину оркестровой ямы. В глубине большой сцены - малая, на сколько я увидел, в виде такого же короба, но меньших размеров. За счет таких сцен-резонаторов и приближения их к зрителю звук очень плотный и насыщенный, но, на удивление, без болезненного для ушей громыхания, как в некоторых местах "Carmina Burana" в БЗ консерватории. Билеты очень демократичные - все по 750 руб. На некоторые спектакли подороже, но самые дорогие варианты, что я видел - 1500 руб. Буфет очень маленький и очень-очень медленный, хотя цены почти как в БЗК. Но скорость больше похожа на издевку. Могли бы хоть пару кофейных автоматов добавить. Туалеты маленькие, но без очередей. И главное, в отличие от собственно Большого театра (именуемого сейчас Исторической сценой) и мыло в туалете оставалось даже после окончания спектакля (на Исторической сцене не было уже до) и бумажные полотенца для рук (на Ист. сцене - не было уже в первом антракте). Цены на печатную продукцию почти "забесплатно", как и на Исторической сцене, что я забыл это отметить в посте о "Лоэнгрине". Программки, как и в Историческом здании, 50 руб. Правда, как и там, больше походят на рекламный буклет, а не добротную советскую программку. Зато желающие теперь могут отдельно приобрести книжицу о спектакле: либретто, история создания произведения, кратный обзор первых постановок, данная постановка; все с большим количеством иллюстраций. О "Лоэнгрине" в Историческом здании стоила 400 руб. Включала параллельные немецкий и русский тексты, а также отдельно английский. о "Фальстафе" стоила всего 200 руб., потоньше и только с русским либретто. Также за 100-200 руб. брошюры о Покровском, о Рождественском, за 200 руб. полноценная книга воспоминаний о Покровском и т.д. Я купил альбом редкой по качеству полиграфии с очень интересными и качественными фотографиями с разных спектаклей театра за всю его историю (создан, насколько я помню, в 1972 г.) с приложением CD с рассказами Покровского о его театре. Вполне себе коллекционная штучка всего за 100 руб. Явно в несколько раз ниже себестоимости. Видимо, какие-то спонсоры постарались или, что более вероятно, печатали по гранту. Постановочка несколько фривольная, как и полагается опере-буфф, но, по нынешним временам, не нарушающая приличий. Действие происходило сразу на двух сценах. На передней, большой сцене, выкрашенной в белое, из декораций - только микроволновка и мини-холодильник. Это типа гостиная у Фальстафа. Кроме последней сцены в лесу, где действие охватило обе сцены. Все остальные события происходили на дальней, маленькой сцене. Там декорации были. Вначале были пышные заросли цветов, где миссис Форд и миссис Слендер узнали о планах Фальстафа на их честь и деньги их мужей и задумали проучить нахала. Все же остальное - тоже достаточно минималистично. Сцена с дамами в барочных платьях была в начале. Дальше героини большую часть ходили неглиже. Как и сам Фальстаф - в семейках и распахнутом халате, местами - топлесс. Под конец с него даже семейки стащили, предварительно надев, правда, телесного цвета плавки. Помню, лет 10 назад меня занесло на фестивальный показ "Короля лира". Там якобы звездный питерский режиссер (фамилии не помню) не только на сцене реально раздел донага шута, короля Лира и последовавшего за своим королем придворного, но и заставил шута с голым задом, прикрыв шляпой-котелком только срамное место (и на том спасибо), пройтись несколько раз через весь зрительный зал, заговаривая попутно направо и налево с наиболее нервными зрителями. Или посмотрел недавно запись "Неистового Роланда" на музыку Вивальди в постановке венецианского театра "Феникс". Там режиссер зачем-то вывел на сцену (правда, в кордебалете) несколько актрис топлес. Во вчерашнем же "Фальстафе" все было прилично. Не обошлось, правда, без сцены с травестией Фальстафа, что мотивировано сюжетом, хотя режиссер явно немного поиграл с этой темой. Впрочем, тоже без перехода на пошлости. Возвращаясь, к костюмам. В сцене третьего, заключительного и уже общего глумления над Фальстафом все актеры нацепили горящие лампочками рожки, изображая фавнов и фей. Но лучше всех был одет Ревнивый муж, неоднократно посещавший Фальстафа в образе иностранца. Мне он навязчиво напоминал Доктора Ливси из нашего "Острова сокровищ" 1982 г. в изображении Костецкого :) Хотя таких голосов, как в "Лоэнгрине" (при всех высказанных мной ранее "но"), не было, но за счет камерной (не только по названию) обстановки звучало все хорошо. Хотя иногда, быть может, и несколько хаотично в массовых сценах. На мое ухо, по крайней мере. Пели по-итальянски. При этом, с одной стороны, иногда казалось, что они поют по-русски, только как-то невнятно. С другой же - я на удивление понимал многие слова. Хотя именно итальянского - никогда не учил. На счет музыки никаких претензий нет. Слава Сальери в Вене вполне понятна. По стилю местами музыка напоминала любимого мной "Цирюльника" Россини. Мелодии достаточно задорные, цепляющиеся даже за мое, не раположенное к опере ухо. Немножечко вальсовых ритмов (которые появляются у Й. Гайдна уже за несколько десятилетий до того) и вполне себе опереттка получилась бы :) Жаль, что не смог в интернете найти и, соответственно, заранее прочитать либретто или хотя бы синопсис "Фальстафа". Но успел глянуть в закупленную книжку перед началом. И телетекст над сценой тоже весьма помогает теперь. В целом мне весьма понравилось, несмотря на модернизм постановки. По крайней мере, еще на что-нибудь сходить к ним в ближайшее время собираюсь.

Теги других блогов: музыка театр спектакль