11.11.2022. Наблюдения и мысли по поводу посещения Большого театра 10.11.2022 и постановки "Лоэнгрина". В начале о театре. Вход на спектакль теперь распределен по подъездам в зависимости от приобретенных мест. Что удобно: нет давки у гардероба, туалетов и т.д. Но посмотреть интерьеры театра по пути - не получится, нужно специально планировать. Впрочем, смотреть там в коридорах после "реставрации" особенно нечего. На мой взгляд. Лепнина, резьба, позолота в зале остались, и даже мозаика над сценой. Вспомогательные помещения спланированы удобно. Огромные буфетные залы, правда, только два на 7 этажей зала. Цены в буфете... После зарвавшихся торгашей московских театров, концертных залов и аэропортов, казалось, вряд ли можно чему-то удивляться... Но я - в шоке... ... ... ... И при немалых ценах на билеты и несколькосотпроцентной марже в буфетах - в туалетах нет мыла, а бумага для вытирания рук была только до начала спектакля. В общем, ренту с имени сервисные службы извлекают по полной, но марки не держат. Опять же - сугубо мое мнение. Но если удастся взять билеты на галерку и во всем остальном себе отказать, то можно бюджетненько сходить рублей на 1200 с человека. У нас, правда, не получилось. Теперь о постановке. Как шоу постановка великолепна. Основная декорация, постоянно приковывающая к себе взгляд - дыра в небесах, в которой то плавает гигантская луна, то рвут фантазию огненные протуберанцы, то расплываются неведомые очертания каких-то иных миров. Правда, какое отношение это имеет к сюжету, не понятно. Почти все действия - как бы в сумраке. Даже когда на сцене свет. По контрасту - ярко освещены два персонажа: Эльза и Лоэнгрин. Второе, на мой взгляд, находка - по крайней мере, хорошо соответствует вагнеровским указаниям в либретто. Но зачем остальных в сумрак погружать - мне тоже не понятно. Но этим соответствия, в общем-то, и заканчиваются. Никаких посюсторонних предметных декораций нет: ни дерева Правосудия, ни дворцов, ни церкви, ни чего-либо иного. Вагнер, описывая первое появление Лоэнгрина, говорит о лодке, влекомой лебедем, на которой стоит рыцарь в сияющих латах, опирающийся на меч, за спиной у рыцаря весит щит, а на поясе блестит золотой рожок. Нет ни лодки, ни лебедя, доспехов, ни меча, ни даже золотого рожка (к стати, упоминаемого ранее в видениях Эльзы). Просто, как в том анекдоте, весь в белом... Мечи, правда появляются. В сцене поединка - в руках у Фридриха, Лоэнгрин же голыми руками отнимает у меч. И в конце, когда уезжающий Лоэнгрин оставляет для будущего герцога Брабанта наследство: доспехи (их так и не появилось), рожок (несуразный, но, наконец-то, о нем вспомнили) и меч, роль которого исполнил хлебный нож очень скромного размера. Впрочем, кроме несуразного хлебного ножа, остальная скудость по ходу действа в глаза как-то не бросается. Одежды также не несут какой-либо исторической нагрузки: вся массовка облачена в двухцветные балахоны: когда актеры закутаны в них, то из фигуры красные, зеленые или серые (в зависимости от сцены и принадлежности персонажа), а когда распахивают их при приближении Эльзы или Лоэнгрина - все становятся белыми. Вычурные абстрактные нагромождения в виде декораций и не менее прихотливые одежды, в остальном - предельный минимализм и распредмечивание. Но в целом, не смотря на выпадение важных деталей, общая аура вполне уместна: некое мистико-романтическое действо и неопределенно-старинное безвременье. В целом, визуальная часть определяется тремя моментами: дырой в небесах, в которую видны космические инсталляции, динамической сменой цвета одежд и работой осветителей. Режиссер и почти все прочие постановщики - иностранцы (только 1 наш). Так что здесь стереотип вполне себя подтверждает. Но все-таки, несмотря на минимализм декораций, это лучше Вотана во фраке и цилиндре, рассматривающего в Вальхалле вместе с Фрейей (также в костюме светской дамы XIX в.) альбом семейных фотографий ("Валькирия", Дюссельдорф, 2013), или героини "Летучего Голандца" в джинсиках (Дуисбург, 2013). В музыкальном аспекте, забавная затея - выделение группы духовых из общего оркестра. Располагались как раз рядом с нами, на балконе пятого этажа, откуда перекликались с оркестром, имитируя трубы герольдов. Что же касается собственно пения, то хочется отметить исполнительницу роли Ортруды, Марию Лобанову. Это было действительно неплохо. К хору никаких нареканий у меня нет, но и восторга тоже. Эльза (одна из немногих, кто сохранился от первого, международного состава) пела неплохо, но совсем слабо и неинтересно. Что особенно было заметно на фоне Ортруды. А мужики все какие-то блеклые были. Никаких нареканий, все профессионально, но - не интересно. Еще раз подчеркну, что хотя при анализе многие детали кажутся нелепыми, слабыми, либо совсем упущенными, общее впечатление - хорошее и достаточно сильное. В этом смысле, мастерство постановщика шоу взяло явно вверх над иными составляющими. В целом могу сказать, что я доволен: и на исторической сцене Большого не был много лет (эдак с конца 70-х), и "Лоэнгрина" впервые послушал в живую, и общий заряд "праздника" и художественной синестезии получил. В общем, советую сходить: удовольствие от шоу, думаю, что получите. А бутерброды и термос (представление вместе с антрактами длится почти 5 часов) - можно и с собой взять :)

Теги других блогов: театр постановка Большой театр